Высокая волатильность рубля, а также обновленный утилизационный сбор, ряд иных факторов привели к тому, что заниматься параллельным импортом дилерам стало невыгодно. В связи с этим, уже нет никаких сомнений в том, что достаточно быстро «альтернативные поставки» новых автомобилей уходят в небытие. Но чем запомнилась такая скоротечная возможность купить машину, которая в России официально не продавалась?
С чего начали и к чему пришли
Стоит напомнить, что параллельный импорт был утвержден соответствующим приказом Минпромоторгом 19 апреля 2022 года. Такая мера стала ответом на массовый исход различных производителей и поставщиков из России, а также в силу многочисленных разрушений логистических каналов, что было спровоцировано санкциями со стороны стран коллективного Запада. И, помимо различных товаров, которые были утверждены в список «альтернативных поставок», в него вошли и автомобили различных брендов.
Многие автомобильные дилеры увидели в этом возможность к своему дальнейшему развитию, ибо уход большинства именитых автокомпаний оставил их без работы, из-за чего некоторым продавцам пришлось переключаться на вторичный рынок. Параллельный импорт же, в некоторой степени, исправил ситуацию к лучшему и позволил завозить автомобили из дружественных стран.
Однако сейчас подобная деятельность для дилеров стала не слишком выгодной. Почему? Ответ лежат на поверхности – регулярно скачет курс рубля. Ну а, самое главное – произошли изменения ставок утилизационного сбора, что привело к резкому подорожанию автомобилей, которые относятся к категории «альтернативных поставок».
Как итог – с подобным импортом теперь, можно попрощаться. Но чем он запомнился?
Невиданные ранее модели
Несмотря на то, что до февраля 2022 года российский автомобильный рынок считался относительно развитым, нельзя не отметить того факта, что ассортимент моделей на нем постепенно сужался. В частности, покупательская способность падала – еще с 2020 года, когда дилеры стали наглеть с наценками на выставленные авто и в итоге, некоторые автопроизводители начали сокращать свои модельные линейки по той причине, что должного спроса на некоторые автомобили не было.
В 2022 же году, и вовсе, образовался дефицит новых авто от именитых марок в продаже и ситуация только усугубилась. Параллельный импорт же, позволил несколько расширить ассортимент, причем в продажу стали попадать модели, которые прежде, у нас никогда и не встречались. Например, из Индии наладились поставки бюджетных Suzuki Ciaz и Baleno, и эти компакты приглянулись многим россиянам.
Также, стало возможным купить модели Honda, Toyota, Nissan – такие, которые были доступны, скажем, для Китая и больше нигде.
Уступки и сговорчивость дилеров
Непростые времена вынудили, всё-таки, продавцов идти навстречу потенциальным покупателям. Причины просты – продавцы оказались на грани выживания и им пришлось импровизировать для того, чтобы извлечь для себя приемлемую выгоду.
Как итог, на «параллельные» автомобили стали предлагаться скидки и специальные предложения. Причем меньше на какую-то модель был спрос, тем более интересные условия для её приобретения предлагались. Впрочем, подобная практика существует и сейчас.
Дилерская гарантия
Как ни странно, но отсутствие заводской гарантии также, стало одной из особенностей параллельного импорта. Ведь автомобили ввозились без разрешения официального правообладателя, следовательно, он не мог предоставлять никаких условий для официального сервисного обслуживания и ремонта своих моделей.
Но ситуацию попытались исправить некоторые дилеры – в основном, крупные. Они стали предлагать собственную гарантию на модели. Как правило, ее нельзя назвать продолжительной – например, 70 000 километров или 2 года. Тем не менее, даже такие условия вселили уверенность в некоторых покупателей автомобилей, которые были ввезены альтернативным импортом.
Но его время уходит. А что российский рынок ждет в будущем? Очевидно, что будет официально продаваться всё больше «китайцев» и увеличится их степень локализации в России. Но нет никаких сомнений в том, что в истории отечественного авторынка параллельный импорт займет свое место и многие будут вспоминать о нем с теплотой.