Роботизированные, механические, автоматизированные - какую передачу для автомобиля выбрать? Любители традиций могут обратить взгляд на проверенные временем модели, в то время как сторонники инноваций интересуются современными разработками, включая вариатор. Рассмотрим, как он устроен и чем он отличается от привычных трансмиссий.
Что такое вариатор в автомобиле?
Вариатор - один из видов автоматических трансмиссий автомобиля, известный также как CVT (от англ. Continuously Variable Transmission - "непрерывно изменяемая передача"). Он передает крутящий момент двигателя на все колеса с постоянной стабильностью оборотов и функционирует без ступенчатого переключения, характерного для других автоматических коробок передач. При резких торможениях или активном ускорении передачи меняются очень плавно, что исключает рывки и толчки, характерные для автомобилей с классической АКПП (автоматической коробкой передач). Вариаторная трансмиссия состоит из:
- корпуса и компонентов CVT;
- редуктора заднего хода;
- гидравлического насоса;
- электронного блока управления;
- модуля, передающего импульсы от двигателя к колесам.
Структура CVT обеспечивает повышенный комфорт для всех пассажиров машины. Основная особенность - плавное изменение соотношения оборотов. Поэтому CVT иногда называют "бесступенчатой". Управлять такой коробкой привычно: педали газа и тормоза, рычаг выбора режима (P, R, N, D) или стилизованный под ручной переключатель, как на механике. Варианты вариаторов: цепной, тороидальный, клиноременный.
У тороидального вариатора нет валов и шкивов. Вместо них используются сферические колеса и специальные ролики. Одни из них выполняют функцию ведущих, другие - принимающих. Это создает изменяемое трение, что позволяет менять скорость и крутящий момент. Тороидальные вариаторы дороже в производстве, обслуживании и ремонте. Наиболее распространены в современных автомобилях клиноременные модели. Эти трансмиссии состоят из двух шкивов (ведущего и ведомого) и ремня, связывающего их. Фрикционные колесики похожи на конусы и управляются электронным блоком управления двигателем. Особенность проявляется при разгоне: двигатель работает иначе, обороты увеличиваются постепенно, практически незаметно, в отличие от обычной АКПП. Какие недостатки у вариатора? Многие водители отмечают потерю динамики и неоднозначный отклик двигателя на ускорение. На самом деле, такие машины разгоняются не хуже аналогичных с гидротрансформаторными коробками передач и имеют ряд преимуществ.
Как правильно водить автомобиль с вариатором
Освоить управление такой трансмиссией легко из-за схожести с классической АКПП. Важно следить за стилем вождения, избегая резкого нажатия на газ и экстремальных обгонов. Также необходимо избегать пробуксовок на мокром асфальте, льду или снегу. В противном случае, CVT может перегреться, ремень растянется, электронные компоненты выйдут из строя, а шкивы износятся. Чтобы вариатор прослужил долго, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Не нажимайте одновременно на педали тормоза и газа в режиме Drive (D) для резкого старта. Это может привести к перегреву масла в гидротрансформаторе.
- Начинайте движение плавно, чтобы избежать пробуксовки ремня по шкивам.
- Избегайте буксования на скользкой дороге. Пробуксовка может привести к повреждению коробки передач.
- Не используйте машину с вариатором для буксировки других автомобилей.
- Для бездорожья предпочтительнее использовать автомобили с механической коробкой передач или надежной АКПП. Вариатор не всегда справляется с экстремальными условиями.
- Избегайте движения на нейтральной передаче (N) и переключения в режим парковки (P) на длительных остановках свыше 60 секунд.
Особенности работы
В вариаторе есть только один физический уровень передачи с изменяемым передаточным числом, остальные - виртуальные. Ремень или цепь и два вращающихся конических шкива напоминают устройство старых швейных машинок с ножным приводом. Однако работа вариатора более сложна: расстояние между шкивами изменяется, что позволяет менять передаточное отношение. Работа конусов схожа с действием фрикционных муфт в обычной АКПП. В вариаторе также присутствует гидротрансформатор для старта и остановки. Вариатор давно стал полноценной альтернативой обычной автоматической коробке передач и используется во многих современных автомобилях. Сегодня водители все более охотно приобретают машины с вариатором, не стесняясь новых технологий.
Как визуально различить вариатор от автомата
Классическая АКПП отличается от вариатора наличием гидротрансформатора, который передает усилия между шестеренками, а также фрикционных дисков и муфт. В вариаторе нет четких передач, как в АКПП, но есть детали, передающие усилие моторного вала на колеса. В большинстве иностранных автомобилей устанавливаются клиноременные вариаторы-автоматы. Что лучше? На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждый водитель должен опробовать разные типы коробок передач перед покупкой машины и выбрать тот, который больше подходит ему. Не стоит бояться изучать новые технологии!